Рассмотрено
на методическом совете №2
КГКП «Ясли – сад «Нұрай»
____декабрь 2016 год
Согласовано с методистом
КГКП «Ясли – сад «Нұрай»
____________Задворной С.И.
____декабрь 2016 год
Утверждаю
директор
КГКП «Ясли – сад «Нұрай»
________Нургалиева Г.Б.
____декабрь 2016 год
Педагогический проект «Здоровячок»
Осакаровка 2016 г
Актуальность
Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более, чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.
Процент детей, болеющих простудными заболеваниями, остается в целом достаточно высоким. С каждым годом в дошкольное учреждение поступает все больше детей со второй и третьей группой здоровья.
Мы пришли к выводу, что именно в дошкольном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ), прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.
Основные принципы проекта:
- Доступность: учет возрастных особенностей детей; адаптированность материала к возрасту;
- Систематичность и последовательность: постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных правил и норм;
Гипотеза: Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.
Цель проекта: организация физического воспитания в детском саду таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Задачи:
- 1. Обеспечить педагогам условия для овладения здоровьесберегающими технологиями;
- Реализовать полученную подготовку на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с воспитанниками и их родителями;
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни: выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх;
- Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
- Расширять знания о здоровом образе жизни, формировать основы безопасности жизнедеятельности;
Участники проекта:
Воспитанники детского сада, родители воспитанников, педагоги (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), администрация детского сада, медицинская сестра.
Ожидаемый результат:
- Улучшение соматических показателей здоровья.
- Обеспечение запланированных показателей развития движений и двигательных способностей.
- Сформированность гигиенической культуры.
- Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
- Индивидуализация физического развития.
- Овладение навыками самопомощи в соответствующих ситуациях.
- Осмысленное преобразовательное отношение к собственному физическому и психическому здоровью как единому целому, расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма к современным условиям жизни.
Срок реализации проекта: 2016 – 2019 г
Этапы работы над проектом:
1 этап - подготовительный: (2016– 2017 г)
Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.
Проводимая работа:
- Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:
- исследование состояния здоровья детей;
- диагностика физической подготовленности дошкольников
- Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников:
- анкетирование родителей
- Изучение научно-методической литературы по проблеме:
- новые методики и технологии физического развития и оздоровления детей;
- анализ существующих инновационных форм работы методической службы;
- подбор новых более эффективных форм работы с родителями.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня физической подготовленности.
- Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
- Сформированность активной родительской позиции в вопросах здорового образа жизни и укрепления здоровья детей.
- Повышение профессионального мастерства педагогов в вопросах формирования у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни.
- Снижение уровня заболеваемости.
2 этап - практический: (2017– 2018 г)
Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательный процесс детского сада. Организация здоровьесберегающей среды.
Проводимая работа:
- Подбор форм и методов оздоровления детей и применение их на практике.
- Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (методические объединения, семинары – практикумы, консультации, мастер-классы, круглые столы).
- Информирование сотрудников и родителей о реализации проекта.
- Внедрение современных форм работы с семьей и социумом по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни:
- Подбор методических пособий и литературы для дальнейшего использования в работе по здоровьесбережению.
- Введение в систему физкультурно-оздоровительной работы здоровьесберегающих компонентов: (утренняя ритмическая гимнастика), (танцевально-игровая гимнастика для детей), дыхательную гимнастику после сна, физкультминутки, пальчиковую гимнастику, релаксацию, артикуляционную гимнастику, подвижные игры, игры–эстафеты, элементарное оказание первой медицинской помощи, дидактические игры, закаливающие мероприятия.
Ожидаемый результат:
Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышение психофизических способностей и общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей, снижение заболеваемости, заинтересованность родителей данной проблемой. Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.
3 этап - итоговый (2018-2019 г)
Цель: Оценка эффективности форм и содержания здоровьесберегающих технологий. Совершенствование результатов проекта.
Проводимая работа:
Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе анализа мониторинга:
- исследование состояния здоровья детей за 3 года;
- мониторинг физической подготовленности дошкольников;
- мониторинг валеологических знаний и умений детей дошкольного возраста;
- проведение спортивных праздников, дней здоровья, викторин и КВН по ЗОЖ, творческих отчетов в конце учебного года и т.д.
Ожидаемый результат:
Мультимедийная презентация инновационного опыта педагогическому сообществу «Здоровячок». Создание сборника методических рекомендации по физкультурно-оздоровительной работе. Мастер класс по работе проекта «Здоровячок».
План реализации задач проекта «Здоровячок»
КГКП «Ясли – сада «Нұрай» на 2016 – 2019гг
|
№ |
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки реализации |
|
1. |
Диагностика уровня физического развития и здоровья детей; |
Инструктор по физической культуре |
2016-2019 гг. (2 раза в год) |
|
2. |
Мониторинг состояния здоровья детей |
Медсестра |
2016-2019 г.г. (2 раза в год) |
|
3. |
Анкетирование родителей «Роль родителей в воспитании здорового ребенка» |
Воспитатели групп |
Сентябрь 2016 - 2019 |
|
4. |
Педсовет - «Будь здоров, малыш!» - «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости» - «Здоровье участников образовательного процесса в ДО как социально-педагогическая проблема» |
Руководитель, методист |
ноябрь 2016 г ноябрь 2017 г
ноябрь 2018 г
|
|
5. |
Выявление уровня знаний родителей по физкультурно-оздоровительному направлению |
Методист, педагоги |
ноябрь 2017 г |
|
6. |
Консультации для педагогов: - «В здоровой семье здоровые дети» - «Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни» - «Создание условий для двигательной активности в ДО» - «Организация закаливания детей в детском саду» - «Утренняя гимнастика в детском саду» - «Эмоциональное благополучие детей в детском саду» |
Руководитель, методист, медсестра |
2017-2018 гг. |
|
7. |
Консультации для родителей: - «Значение здорового образа жизни в развитии дошкольников» - «Режим – залог здоровья» - «Как сохранить психологическое здоровье ребенка» - «Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?» - «Здоровое питание для дошкольников» - «Солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья» - «Использование игровых технологий в формировании ЗОЖ у детей» - «Безопасность детей летом» |
Методист, педагоги |
2016-2019 гг. по годовому плану |
|
8. |
День открытых дверей «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит». |
Руководитель, методист, педагоги |
2016-2019 гг. 1 раз в год |
|
9. |
Проект с детьми в средней группе «Будь здоров!» |
Воспитатели |
октябрь 2018г. |
|
10. |
Совместные спортивные праздники: - «Толағай» семейное состязание - «Мама, папа, я – спортивная семья» |
Инструкторы по физической культуре |
2016-2019 гг.
|
|
11. |
Спортивные развлечения - «Шынықсаң – шымыр боласың» - «Әкем, анам және мен» - «За здоровьем в гости к лету» - «День защиты детей» |
Инструкторы по физической культуре |
2016-2019 гг. 1 раз в квартал |
|
12. |
Спортивные праздники - «Зимние забавы» - «Снежная Королева в гостях у ребят» - «Праздник Нептуна» |
Инструкторы по физической культуре |
2016-2019 гг. 1 раз в квартал |
|
13. |
Физкультурные досуги - «Путешествие в Спортландию» - «Колобок» - «Мячик круглый есть у нас» - «Поможем Зайчику» - «Идем спасать Колобка» - «Фитилек» - «А ну-ка, девочки!» - «Быстрее, выше, сильнее» - «Праздник воинов отважных» - «Здравствуй, лето красное!» - «Если хочешь быть здоров» - «Веселое путешествие» - «Праздник мыльных пузырей» |
Инструкторы по физической культуре |
2016-2019 гг. по годовому плану |
|
14. |
Конкурс-выставка семейного рисунка «Я и спорт» |
Воспитатели групп, родители |
май 2017 г |
|
15. |
День здоровья - «Осенний листопад» - «Путешествие на остров Здоровья» - «Путешествие по планетам» |
Инструкторы по физической культуре, воспитатели |
2016-2019 гг. по годовому плану |
|
16. |
Кросс «Золотая осень» |
Инструкторы по физической культуре |
2016-2019 гг. сентябрь |
|
17. |
Фотоконкурс «Мы спортом занимаемся» |
Воспитатели групп, родители |
ноябрь 2017 г |
|
18. |
Семинар-практикум для педагогов ДО - «Формирование здорового образа жизни и правил безопасного поведения» - «Создание здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья» - «Здоровьесберегающие технологии в условиях ДО» |
Старший воспитатель |
ноябрь 2017 г
ноябрь 2017 г
март 2018 г |
|
19. |
Игра для педагогов «Поле чудес» по теме «ОБП в детском саду» |
Руководитель, методист |
январь 2018 г |
|
20. |
Выставка детских работ «Мы здоровью скажем «да»!» |
Воспитатели групп, дети |
октябрь 2019 г |
|
21. |
Спортивный праздник педагогов ДО «День всемирного Здоровья» |
Руководитель, инструктор по физической культуре |
7 апреля ежегодно |
|
22. |
Выставка дидактического материала по формированию основ здорового образа жизни и безопасного поведения |
Руководитель, методист, творческая группа |
ноябрь 2016 г |
|
23. |
Проведение инструктажей с педагогами по: - организации охраны жизни и здоровья детей; - предупреждению детского травматизма; - предупреждению отравлений ядовитыми растениями и грибами; - оказание помощи при солнечном и тепловом ударе; - профилактике пищевых отравлений и кишечных инфекций. |
Руководитель, медсестра |
2016-2019 гг. |
|
24. |
Мини-проект «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!» |
Воспитатель Женжеруха Н.В. |
2016 г |
|
25. |
КВН «Я здоровье берегу,быть здоровым я хочу» |
родители, |
2018 г |
|
26. |
Мини-проект «Детские Олимпийские игры» |
Инструктор по физической культуре |
2017 г |
|
27. |
Презентация проекта «Здоровячок» |
Руководитель, методист |
2019 г
|
|
28. |
Создание методического материала. |
Руководитель, методист |
2019г |
Формы и методы оздоровления детей
|
№ |
Формы работы |
Содержание |
|
1 |
Образовательная деятельность по физическому развитию |
· по единому сюжету; · тренировочные; · построенные на одном движении; · построенное на подвижных играх; · построенные на музыкально-ритмических движениях; · походы; · с элементами спортивного ориентирования; · интегрированные; · игровые; - с нестандартным оборудованием. |
|
2 |
Образовательная деятельность по физическому развитию на прогулке |
· прогулки по маршруту (простейший туризм); · пешеходные прогулки; · экскурсии. |
|
3 |
Утренняя гимнастика |
· ритмическая гимнастика; · на воздухе. |
|
4 |
Образовательная деятельность с музыкальным руководителем |
· музыкально - ритмические движения; · хороводы; · музыкальные игры (с движениями). |
|
5 |
Физкультминутки и динамические паузы |
· пальчиковая гимнастика; · профилактическая гимнастика для глаз; · динамические упражнения. |
|
6 |
Подвижные игры на прогулке и в помещении |
· малой, средней, большой подвижности; · эстафеты; · народные игры; · спортивные игры. |
|
7 |
Физические упражнения после сна |
профилактическая гимнастика: физические упражнения под музыку. |
|
8 |
Индивидуальная работа по физическому развитию |
· на воздухе; · в дни, неблагоприятные для прогулок. |
|
9 |
Спортивные игры |
- элементы игр на прогулке. |
|
Спортивный досуг |
· развлечения; · праздники; · совместные мероприятия с родителями. |
|
№ |
Формы и методы |
Содержание |
|
1 |
Обеспечение здорового ритма жизни |
· щадящий режим (адаптационный период); · гибкий режим; · соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха; · максимальное пребывание детей на открытом воздухе; · организация здорового микроклимата; · учет возрастных и индивидуальных особенностей. |
|
2 |
Физические упражнения |
· утренняя гимнастика; · физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе; · подвижные игры; · профилактическая гимнастика после сна; · физкультурные минутки; · спортивные игры; · спортивные упражнения с элементами соревнований; · прогулки по маршруту (простейший туризм). |
|
3 |
Элементы закаливания в повседневной жизни |
· умывание; · мытье рук; · игры с песком и водой в летний период; · обеспечение чистоты среды; · прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»); · обеспечение температурного режима и чистоты воздуха; · организация дневного сна при открытых окнах в теплое время года. |
|
4 |
Активный отдых |
· развлечения, праздники; · игры-забавы; · экскурсии; · пешеходные прогулки · досуги. |
|
5 |
Музыкальная деятельность |
· музыкальное сопровождение режимных моментов; · музыкальное оформление фона занятий; · музыкально-театральная деятельность; |
|
6 |
Психогимнастика |
· игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы; · игры и упражнения на развитие выразительных движений и приобретение навыков в саморасслаблении. |
|
7 |
Пропаганда ЗОЖ |
· чтение художественной литературы; · просмотр познавательных программ и фильмов; · наглядная пропаганда; · цикл бесед по ЗОЖ. |











