Педагогический проект «Здоровячок»

Рассмотрено

на методическом совете №2

КГКП «Ясли – сад «Нұрай»

____декабрь 2016 год

 

Согласовано  с методистом

 КГКП «Ясли – сад «Нұрай»

____________Задворной С.И.

____декабрь 2016 год

 

Утверждаю

директор

КГКП «Ясли – сад «Нұрай»

________Нургалиева Г.Б.

____декабрь 2016 год

 

Педагогический проект «Здоровячок»

 

Осакаровка 2016 г

 

Актуальность

 

Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

 

Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более, чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.

 

Процент детей, болеющих простудными заболеваниями, остается в целом достаточно высоким. С каждым годом в дошкольное учреждение поступает все больше детей со второй и третьей группой здоровья.

 

Мы пришли к выводу, что именно в дошкольном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ), прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.

 

Основные  принципы проекта:

 

- Доступность: учет возрастных особенностей детей; адаптированность материала к возрасту;

 

- Систематичность и последовательность: постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных правил и норм;

 

Гипотеза: Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.

 

Цель проекта: организация физического воспитания в детском саду таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.

 

Задачи:

  1. 1. Обеспечить педагогам условия для овладения здоровьесберегающими технологиями;
  2. Реализовать полученную подготовку на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с воспитанниками и их родителями;
  3. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни: выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх;
  4. Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
  5. Расширять знания о здоровом образе жизни, формировать основы безопасности жизнедеятельности;

 

Участники проекта:

 

Воспитанники детского сада, родители воспитанников, педагоги (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), администрация детского сада, медицинская сестра.

 

Ожидаемый результат:

  1. Улучшение соматических показателей здоровья.
  2. Обеспечение запланированных показателей развития движений и двигательных способностей.
  3. Сформированность гигиенической культуры.
  4. Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
  5. Индивидуализация физического развития.
  6. Овладение навыками самопомощи в соответствующих ситуациях.
  7. Осмысленное преобразовательное отношение к собственному физическому и психическому здоровью как единому целому, расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма к современным условиям жизни.

 

Срок реализации проекта:  2016 – 2019 г

 

Этапы работы над проектом:

 

1 этап - подготовительный: (2016– 2017 г)

 

Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

 

Проводимая работа:

  1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:
  • исследование состояния здоровья детей;
  • диагностика физической подготовленности дошкольников
  1. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников:
  • анкетирование родителей
  1. Изучение научно-методической литературы по проблеме:
  • новые методики и технологии физического развития и оздоровления детей;
  • анализ существующих инновационных форм работы методической службы;
  • подбор новых более эффективных форм работы с родителями.

 

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уровня физической подготовленности.
  2. Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
  3. Сформированность активной родительской позиции в вопросах здорового образа жизни и укрепления здоровья детей.
  4. Повышение профессионального мастерства педагогов в вопросах формирования у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни.
  5. Снижение уровня заболеваемости.

2 этап - практический: (2017– 2018 г)

Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательный процесс детского сада. Организация здоровьесберегающей среды.

Проводимая работа:

  1. Подбор форм и методов оздоровления детей и применение их на практике.
  2. Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (методические объединения, семинары – практикумы, консультации, мастер-классы, круглые столы).
  3. Информирование сотрудников и родителей о реализации проекта.
  4. Внедрение современных форм работы с семьей и социумом по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни:
  5. Подбор методических пособий и литературы для дальнейшего использования в работе по здоровьесбережению.
  6. Введение в систему физкультурно-оздоровительной работы здоровьесберегающих компонентов: (утренняя ритмическая гимнастика), (танцевально-игровая гимнастика для детей), дыхательную гимнастику после сна, физкультминутки, пальчиковую гимнастику, релаксацию, артикуляционную гимнастику, подвижные игры, игры–эстафеты, элементарное оказание первой медицинской помощи, дидактические игры, закаливающие мероприятия.

 

Ожидаемый результат:

 

Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышение психофизических способностей и общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей, снижение заболеваемости, заинтересованность родителей данной проблемой. Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.

 

3 этап - итоговый (2018-2019 г)

 

Цель: Оценка эффективности форм и содержания здоровьесберегающих технологий. Совершенствование результатов проекта.

 

Проводимая работа:

Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе анализа мониторинга:

  • исследование состояния здоровья детей за 3 года;
  • мониторинг физической подготовленности дошкольников;
  • мониторинг валеологических знаний и умений детей дошкольного возраста;
  • проведение спортивных праздников, дней здоровья, викторин и КВН по ЗОЖ, творческих отчетов в конце учебного года и т.д.

 

Ожидаемый результат:

 

Мультимедийная презентация инновационного опыта педагогическому сообществу «Здоровячок».  Создание сборника  методических рекомендации по физкультурно-оздоровительной работе. Мастер класс по работе проекта «Здоровячок».

 

План реализации задач проекта «Здоровячок»

 

КГКП «Ясли – сада «Нұрай» на 2016 – 2019гг

 

Мероприятия

Ответственные

Сроки реализации

1.       

Диагностика уровня физического развития и здоровья детей;

Инструктор по физической культуре

2016-2019 гг.

(2 раза в год)

2.       

Мониторинг состояния здоровья детей

Медсестра

2016-2019 г.г.

(2 раза в год)

3.       

Анкетирование родителей «Роль родителей в воспитании здорового ребенка»

Воспитатели  групп

Сентябрь 2016 - 2019

4.       

Педсовет

-        «Будь здоров, малыш!»

-        «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости»

-        «Здоровье участников образовательного процесса в ДО как социально-педагогическая проблема»

Руководитель, методист

 

ноябрь 2016 г

ноябрь 2017 г

 

ноябрь  2018 г

 

 

5.       

Выявление уровня знаний родителей по физкультурно-оздоровительному направлению

Методист, педагоги

ноябрь 2017 г

6.       

Консультации для педагогов:

-        «В здоровой семье здоровые дети»

-        «Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни»

-        «Создание условий для двигательной активности в ДО»

-        «Организация закаливания детей в детском саду»

-        «Утренняя гимнастика в детском саду»

-        «Эмоциональное благополучие детей в детском саду»

Руководитель, методист, медсестра

2017-2018 гг.

7.       

Консультации для родителей:

-        «Значение здорового образа жизни в развитии дошкольников»

-        «Режим – залог здоровья»

-        «Как сохранить психологическое здоровье ребенка»

-        «Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?»

-        «Здоровое питание для дошкольников»

-        «Солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья»

-        «Использование игровых технологий в формировании ЗОЖ у детей»

-        «Безопасность детей летом»

Методист, педагоги

2016-2019 гг.

по годовому плану

8.       

День открытых дверей «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит».

Руководитель, методист, педагоги

2016-2019 гг.

1 раз в год

9.       

Проект с детьми в средней группе «Будь здоров!»

Воспитатели

октябрь 2018г.

10.   

Совместные спортивные праздники:

-        «Толағай» семейное состязание

-        «Мама, папа, я – спортивная семья»

Инструкторы по физической культуре

2016-2019 гг.

 

11.   

Спортивные развлечения

-        «Шынықсаң – шымыр боласың»

-        «Әкем, анам және мен»

-        «За здоровьем в гости к лету»

-        «День защиты детей»

Инструкторы по физической культуре

2016-2019 гг.

1 раз в квартал

12.   

Спортивные праздники

-        «Зимние забавы»

-        «Снежная Королева в гостях у ребят»

-        «Праздник Нептуна»

Инструкторы по физической культуре

2016-2019 гг.

1 раз в квартал

13.   

Физкультурные досуги

-        «Путешествие в Спортландию»

-        «Колобок»

-        «Мячик круглый есть у нас»

-        «Поможем Зайчику»

-        «Идем спасать Колобка»

-        «Фитилек»

-         «А ну-ка, девочки!»

-        «Быстрее, выше, сильнее»

-        «Праздник воинов отважных»

-        «Здравствуй, лето красное!»

-        «Если хочешь быть здоров»

-        «Веселое путешествие»

-        «Праздник мыльных пузырей»

Инструкторы по физической культуре

2016-2019 гг.

по годовому плану

14.   

Конкурс-выставка семейного рисунка «Я и спорт»

Воспитатели групп, родители

май 2017 г

15.   

День здоровья

-        «Осенний листопад»

-        «Путешествие на остров Здоровья»

-        «Путешествие по планетам»

Инструкторы по физической культуре, воспитатели

2016-2019 гг.

по годовому плану

16.   

Кросс «Золотая осень»

Инструкторы по физической культуре

2016-2019 гг.

сентябрь

17.   

Фотоконкурс «Мы спортом занимаемся»

Воспитатели групп, родители

ноябрь 2017 г

18.   

Семинар-практикум для педагогов ДО

-        «Формирование здорового образа жизни и правил безопасного поведения»

-        «Создание здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья»

-        «Здоровьесберегающие технологии в условиях ДО»

Старший воспитатель

 

ноябрь 2017 г

 

 

ноябрь 2017 г

 

март 2018 г

19.   

Игра для педагогов «Поле чудес» по теме «ОБП в детском саду»

Руководитель, методист

январь 2018 г

20.   

Выставка детских работ «Мы здоровью скажем «да»!»

Воспитатели групп, дети

октябрь 2019 г

21.   

Спортивный праздник педагогов ДО «День всемирного Здоровья»

Руководитель, инструктор по физической культуре

7 апреля ежегодно

22.   

Выставка дидактического материала по формированию основ здорового образа жизни и безопасного поведения

Руководитель, методист, творческая группа

ноябрь 2016 г

23.   

Проведение инструктажей с педагогами по:

-        организации охраны жизни и здоровья детей;

-        предупреждению детского травматизма;

-        предупреждению отравлений ядовитыми растениями и грибами;

-        оказание помощи при солнечном и тепловом ударе;

-        профилактике пищевых отравлений и кишечных инфекций.

Руководитель, медсестра

2016-2019 гг.

24.   

Мини-проект «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!»

Воспитатель Женжеруха Н.В.

2016 г

25.   

КВН «Я здоровье берегу,быть здоровым я хочу»

родители,
воспитатели

2018 г

26.   

Мини-проект «Детские Олимпийские игры»

Инструктор по физической культуре

2017 г

27.   

Презентация проекта «Здоровячок»

Руководитель, методист

2019 г

 

28.   

Создание методического материала.

Руководитель, методист

2019г


 

Формы и методы оздоровления детей

 

Формы работы

Содержание

1

Образовательная деятельность по физическому развитию

·  по единому сюжету;

·  тренировочные;

·  построенные на одном движении;

·  построенное на подвижных играх;

·  построенные на музыкально-ритмических движениях;

·  походы;

·  с элементами спортивного ориентирования;

·  интегрированные;

·  игровые;

- с нестандартным оборудованием.

2

Образовательная деятельность по физическому развитию на прогулке

·  прогулки по маршруту (простейший туризм);

·  пешеходные прогулки;

·  экскурсии.

3

Утренняя гимнастика

·  ритмическая гимнастика;

·  на воздухе.

4

Образовательная деятельность с музыкальным руководителем

·  музыкально - ритмические движения;

·  хороводы;

·  музыкальные игры (с движениями).

5

Физкультминутки и динамические паузы

·  пальчиковая гимнастика;

·  профилактическая гимнастика для глаз;

·  динамические упражнения.

6

Подвижные игры на прогулке и в помещении

·  малой, средней, большой подвижности;

·  эстафеты;

·  народные игры;

·  спортивные игры.

7

Физические упражнения после сна

профилактическая гимнастика: физические упражнения под музыку.

8

Индивидуальная работа по физическому развитию

·  на воздухе;

·  в дни, неблагоприятные для прогулок.

9

Спортивные игры

- элементы игр на прогулке.

 

Спортивный досуг

·  развлечения;

·  праздники;

·  совместные мероприятия с родителями.

 

Формы и методы

Содержание

1

Обеспечение здорового ритма жизни

·  щадящий режим (адаптационный период);

·  гибкий режим;

·  соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха;

·  максимальное пребывание детей на открытом воздухе;

·  организация здорового микроклимата;

·  учет возрастных и индивидуальных особенностей.

2

Физические упражнения

·  утренняя гимнастика;

·  физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

·  подвижные игры;

·  профилактическая гимнастика после сна;

·  физкультурные минутки;

·  спортивные игры;

·  спортивные упражнения с элементами соревнований;

·  прогулки по маршруту (простейший туризм).

3

Элементы закаливания в повседневной жизни

·  умывание;

·  мытье рук;

·  игры с песком и водой в летний период;

·  обеспечение чистоты среды;

·  прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»);

·  обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;

·  организация дневного сна при открытых окнах в теплое время года.

4

Активный отдых

·  развлечения, праздники;

·  игры-забавы;

·  экскурсии;

·  пешеходные прогулки

·  досуги.

5

Музыкальная деятельность

·  музыкальное сопровождение режимных моментов;

·  музыкальное оформление фона занятий;

·  музыкально-театральная деятельность;

6

Психогимнастика

·  игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;

·  игры и упражнения на развитие выразительных движений и приобретение навыков в саморасслаблении.

7

Пропаганда ЗОЖ

·  чтение художественной литературы;

·  просмотр познавательных программ и фильмов;

·  наглядная пропаганда;

·  цикл бесед по ЗОЖ.